Все аджилитисты давно знают, что чтобы усилить драйв и мотивацию, надо играть с собакой и часто поощрять ее. Однако практическое применение этого часто не так просто, если вы пытаетесь повысить заинтересованность собаки. Чтобы решить эту проблему, давайте разберем три основных компонента: взаимодействие с хэндлером, поощрение и привычки хэндлера.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ХЭНДЛЕРОМ.

Это то, что вы делаете, чтобы поощрить собаку и как она реагирует на это. Вот какие ассоциации иногда возникают у меня, когда я вижу реакцию собак на поощрение (да простят меня бабушки!)

Вспомните, как в детстве вас брали с собой на семейные визиты. Вас тянут к дому бабушки, вы с легкой дрожью приближаетесь к крыльцу и видите под дверью тень бабушки. Вам вдруг на секунду хочется, чтобы она не целовала вас старческими губами и не говорила, как вы выросли.

По контрасту, помните ли вы возбуждение и превкушение похода в зоопарк, парк или к друзьям в гости?

Когда мы стараемся мотивировать наших собак, мы неосознанно пытаемся «отправить их к бабушке», а не «к друзьям в гости». Играя с собакой и поощряя ее, обращайте внимание на ее настроение и спросите себя — она сейчас «у бабушки» или «у друзей». Уши торчком, хвост машет, и она крутится вокруг вас? Или собака стоит, прижав уши и повесив хвост? Начните себя вести как «у друзей», и у вас появится радостный и энергичный напарник в аджилити.

ПООЩРЕНИЕ.

Для многих собак недостаточно поиграть перед началом упражнения и получить кусочек или игрушку после выполнения. Мотивация больше зависит от отношений с хэндлером, когда вы смеетесь и радуетесь вместе с собакой. Нужно постараться, чтобы превратить тусклую, вялую собаку в буйную и радостную.

Рассмотрим следующую картинку: собаку приводят на тренировку и кладут на выдержку, пока хэндлер учит трассу. Собака может пару раз изменить положение, и хэндлер прерывает разминку, чтобы вернуть ее обратно. Когда разминка окончена и все вопросы по прохождению трассы решены, хэндлер отпускает собаку с выдержки и приводит на старт. Может быть, он даже с ней коротенько поиграл, но чаще просто помахал у собаки перед носом игрушкой или лакомством, на которые она без интереса взглянула. Потом собаку заставляют сесть. Хэндлер отходит вперед и зовет собаку, удивляясь, почему она немедленно не превратилась в сгусток энергии и скорости, о котором хэндлер мечтал, разминаясь.

Во время выполнения упражнения собака либо разогналась, либо нет, и после последнего препятствия хэндлер бросает ей игрушку и тут же поворачивается ко мне со словами «видите, что я имею в виду? Она не бежит!» Или собака преодолевает последний барьер и останавливается, выжидающе глядя на хэндлера. Он дает ей лакомство и говорит, что она молодец. Возможно, я преувеличиваю до какой-то степени — но возможно и нет!

Давайте теперь рассмотрим альтернативный вариант: собаку приводят на тренировку и либо привязывают, либо сажают в клетку. Владелец разминается, не отвлекаясь на нее и думая только о трассе. Когда он готов, он начинает заниматься собакой. Просит ее сесть, и либо отвязывает, либо выпускает из клетки. Разрешает ей встать и награждает за терпение игрой с игрушкой. Потом они делают пару трюков, как, например, повертеться налево и направо, пройтись назад или перекувыркнуться; за эти трюки собаку тоже поощряют игрой.

Игра продолжается до начала упражнения. Собаку сажают, хэндлер выходит вперед и они начинают бежать. В конце связки хэндлер зовет собаку и немного играет с ней без игрушки, побуждая ее прыгать и хлопая ее по спине и бокам. Потом он достает лакомство или игрушку и продолжает играть, возможно, вплетая в игру выполнение трюков.

Каковы ключевые точки второго сценария, на которые надо обратить внимание?

1.Если вы привязываете или закрываете собаку в ожидании своей очереди, вы не будете отвлекаться на нее во время разминки и вам не надо будет придираться к ней за срыв выдержки.

2. Выполнение трюков и команд перед началом упражнения дает вам возможность поощрить собаку и помогает ей прийти в рабочее настроение ДО попадания на снаряды.

3. Празднование выполнения упражнения ДО того, как дать игрушку или лакомство имеет несколько задач: во-первых, имитирует задержку поощрения на соревнованиях, когда вам сначала надо выйти из ринга, чтобы поощрить собаку; во-вторых, это делает ВАС главным поощрением и центром внимания собаки, а игрушки и лакомство просто улучшают ваше общение. Этим вы делаете общение с собой поощрением для собаки, а не учите ее, что вы просто автомат для выдачи игрушек или еды. Помните, часто именно игра с собакой для собаки лучшее поощрение, чем просто игрушка.

4. Продолжая игру долго после упражнения и добавляя к празднику выполнение трюков (за которые вы тоже поощряете), вы увеличиваете частоту поощрения собаки и тем самым — ее желание работать.

ПРИВЫЧКИ ХЭНДЛЕРА.

Ошибку можно рассматривать как возможность научиться. К несчастью, наша реакция на ошибку часто создает страх у собак. Есть несколько привычек, которые мы, тренеры, регулярно показываем, хоть и ненамеренно, во время занятий, и которые могут вызвать беспокойство у собаки. Ниже — некоторые предположения по поводу того, что лучше делать, чтобы увеличить заинтересованность собаки.

Плохая привычка. Вы опоздали с командой на поворот и собака либо прокручивается на месте, либо уходит не на тот снаряд. Вы знаете, что это ваша ошибка, и вы ворчите на свой промах. Знает ли ваша собака, что вы недовольны собой, а не ей?

Альтернатива. Позовите собаку к себе, попросите ее сделать что-нибудь простое и поощрите едой или лакомством. Для собак, которым не хватает мотивации, я люблю использовать действия требующие движения — догнать и ткнуться носом в ладонь или покружиться на месте.

Плохая привычка. Вы используете «Упс» как сигнал того, что поощрения не будет, но вы также часто говорите это слово и ненамеренно, когда сами ошибаетесь. Как ваша собака должна догадаться, к кому вы обращаетесь?

Альтернатива. Если вам надо использовать сигнал о том, что поощрения не будет, используйте фразу, которую вы вряд ли будете использовать по отношению к себе. Например, «Попробуй еще раз», так что если вы скажете «Упс» себе, собака вас не поймет.

Плохая привычка. Собака ошиблась, например, ушла не на тот снаряд, и вы не знаете, в чем причина. Вы останавливаетесь, отворачиваетесь от собаки и спрашиваете тренера, почему так вышло. Ваша собака тем временем получает форму наказания в виде «игнора». Часто собаки начинают нюхать и заниматься своими делами.

Альтернатива. Вам надо в первую очередь заняться собакой. Поскольку вы не хотите поощрять собаку за рывок в туннель вместо барьера, даже если это и была ваша ошибка. Поощрения должны даваться только в том случае, если вы оба действовали правильно. Не давайте то, что часто называют «кусочком для восстановления», если собака выполнила ваши указания, но вы неправильно показали. В следующий раз, когда вы будете показывать правильно, собака вас проигнорирует и снова рванет в туннель, поскольку вы за него поощрили только что. Попросите собаку сделать что-то другое (танцуй, мишень, сидеть) и дайте поощрение за правильное выполнение. Теперь вы оба правы, и уровень поощрения собаки достаточно высок, чтобы она продолжала хотеть работать с вами.

Плохая привычка. В ответ на ошибку вы останавливаетесь, но собака продолжает преодолевать препятствия и вы позволяете ей этот автопилот. Часто собака просто продолжает скакать по снарядам, чтобы заставить вас поощрить ее. Возможно, когда-то вы за это поощряли. Например, если собака сама забежала на зоновый снаряд, и вы либо дали ей команду «Зона», либо она сама остановилась на зоне, и вы поощрили это. Тем самым вы поощряете собаку работать без вас; и что более важно, вы поощряете выполнение без скорости и энтузиазма. Обычно в такой ситуации собаки работают не в полную силу.

Альтернатива. Верните собаку к себе как можно быстрее и затем продолжите вместе. Если неопытная собака проскакивает мимо препятствия, но остается под контролем и преодолевает следующее препятствие в связке, вы больше навредите, если остановитесь и переделаете. Лучше продолжите. Вы можете заняться проблемой в следующий подход и не забудьте остановиться и поощрить за преодоление пропущенного препятствия.

Плохая привычка. Когда вы ошибаетесь сами, вы идете обратно и начинаете заново не с разгона, провоцируя собаку еще ошибиться. Иногда вы даже начинаете по другой руке.

Альтернатива. Сделайте так, чтобы подход к неудавшемуся месту был на той же скорости и так же, как должно быть по ходу трассы. Сделайте так, чтобы работать именно над тем, что не получилось. Например, если собака попала не в тот вход туннеля, то не загоняйте ее в нужную сразу, а отойдите за одно-два препятствия и начните снова, стараясь сохранить исходную сложность упражнения. И задайте себе два вопроса перед этим:

Моя собака все еще заинтересована? Научится ли она чему-нибудь?

Плохая привычка. Вы делаете ошибку в связке. Вы начинаете заново несколько раз, продолжая ошибаться все в том же месте. Уровень поощрения собаки упал, и она не учится тому, чему вы хотите ее научить.

Альтернатива. Предположим, вы ошибаетесь в выборе горка/туннель. Если вы точно знаете, что вы все правильно показываете собаке, вы можете попробовать еще раз. Однако, если собака выбирает неверное препятствие второй раз, вам надо сделать задачу для нее проще. Начните за одно препятствие от сложного места, чтобы собака не успела набрать полной скорости и ей было легче выбрать правильно.

Плохая привычка. Вы долго идете к точке возобновления упражнения. Это может дать вашей собаке возможность отвлечься и начать нюхать, и больше заинтересоваться окружающим миром, чем вами.

Альтернатива. Бегите к точке старта; сделайте для собаки «переделку» интересной.

Если вы верите в изречение «Собака никогда не виновата, виноват всегда хозяин», ваши действия должны этому соответствовать. Перемените ваши привычки в тренировке, чтобы избегать расстраивать собаку, и вы увидите, как она будет к концу занятия более возбужденной, чем в его начале.

 

Материалы взяты с сайта http://www.dogschool.ru


воспитание дрессировка мотивация собаки